Игротека

10 ФЕВРАЛЯ 

ИГРАЕМ, ЗВУК Ш ПОВТОРЯЕМ!



24 июня 2023г

Веселые истории

Рассказывать истории всегда интересно и захватывающе! Рассмотрите с ребенком иллюстрации, предложите ему рассказать, что он видит на картинках. Определите последовательность событий и действий. Придумайте название истории.  Предложите ему самостоятельно рассказать.


    




18 октября 2021г

Осенняя пора, очей очарование....

Осень к нам стучится в двери:
«Открывайте мне скорее!
Вслед за летом я пришла.
1.Дождь с собою привела.
2.Будут дни теперь короче,
и длиннее станут ночи.
3.Птиц на юг я провожу.
4.Листья в танце закружу.
Станет сыро и прохладно.
Только не грустите, ладно?!
Я спешила к вам не зря.
5.Акварель есть у меня.
Разукрашу все аллеи.
Сразу станет веселее!».
Детям с речевыми нарушениями очень сложно построить описательный рассказ, а вот наглядные зарисовки или картинки очень хорошие помощники. Предложите ребенку послушать стихотворение и нарисовать сюжет по строчкам. Затем, рассказать о нарисованных сюжетах.


(материалы https://vk.com/logoclub63)



20 июля 2021г


Чистоговорки повторяем, звуки закрепляем!





Ра-ра-ра – Нюше нравится жара!

Ра-ра-ра - поливать цветы пора!

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ра-ра-ра – поливает из ведра.

Ру-ру-ру – рядом бродит кенгуру.

Ру-ру-ру – Нюша видит кенгуру.

 

 

Ла-ла-ла – вот летит пчела,        
Лу-лу-лу- вижу я пчелу.
Лы-лы-лы- не боюсь пчелы.
Ла-ла-ла- улетай пчела.

 

 

Аш –аш – аш – по полю гуляет Бараш.

Аш – аш – аш – кудрявый Бараш.

Аш – аш – аш – кушает траву Бараш.

Аша – аша – аша – не боимся мы Бараша.

 






22 ноября 2020 г. 

     





Дорогие  наши мамы! Минуты, проведенные с вами бесценны. Предлагаем вам по серии картинок предложить ребенку составить рассказ "Мамины помощники"






суббота, 9 мая 2020 г.

День Победы - 9 мая 


Разучите с детьми:
Героям Победы — спасибо!!! 

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда — в сорок пятом !!!

Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас — уже деды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ —
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен —
И взрослым, и детям !!!
                                О. Маслова

Победа                                                


Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!

Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту —
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!

Играем с детьми

1. «Один – много»

Образование множественного числа существительных в именительном падеже.
Танкист – танкисты.
Летчик – летчики.
Моряк – моряки.
Солдат – солдаты.
Воин – воины.
Герой – герои.
Ракета – ракеты.
Шашка – шашки.
Пилотка – пилотки.
Лодка – лодки.
Пехотинец – пехотинцы.
Десантник – десантники.
Пограничник – пограничники.
2. «Кого в армии много?»
Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Один пограничник, а в армии много (кого) – в армии много пограничников.
Словарь: танкистов, летчиков, моряков, много солдат, воинов, героев, ракет, шашек, пилоток, лодок, пехотинцев, десантников.
3. «Посчитай»
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
Один солдат – два солдата – пять солдат.
Словарь: матрос, пехотинец, летчик, парашютист, пушка, пистолет, ружье.
3. "Образуй новое слово"
- Этот солдат служит в пехоте, значит он (кто…пехотинец.
- Этот солдат управляет огромным танком, значит он (кто…танкист).
- Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто…разведчик).
- Этот солдат служит в десантных войсках, значит он (кто… десантник).
- Этот солдат охранят границу, значит он (кто… пограничник).
- Этот солдат служит на подводной лодке, значит он (кто… подводник).
- Этот солдат защищает воздушные границы нашей страны, значит он (кто…летчик).
- Как всех этих людей назвать одним словом(военнослужащие)


Космическое путешествие

Продолжаем совершать космическое путешествие.....







материалы сайта Болтушка логопед
       
Интерактивные логопедические игры

Мы живем в век компьютерных технологий. Очень часто ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Как заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, чтобы он с удовольствием ходил на занятия с логопедом и занимался дома? Для современных детей намного интереснее занятия с применением ИКТ, потому что компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, у них возникает желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

Любая игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки и .т.д. По мотивам любой игры можно придумать свои задания.  Предлагаю вашему вниманию свои собственные разработки интерактивных игр. Это «Путешествуем с Лунтиком». Ссылка на игру: https://learningapps.org/display?v=pgqmtnshc19
«Правильно говорим звук р». Ссылка на игру: https://learningapps.org/display?v=p5091bdvt19
Переходим по ссылкам, играем и наслаждаемся, закрепляем полученные знания. 

понедельник, 17 февраля 2020 г.





                                23 февраля – День Защитника Отечества
                          


Родителям рекомендуется:
Задание 1.
- рассказать ребенку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;
- рассмотреть вместе  с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;
- провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам отечества;
- познакомить ребенка с некоторыми видами военной техники;
- познакомить ребенка с военными профессиями.

Задание 2. Задать ребенку вопрос: «Кто служит в Армии?» (образование имен существительных с помощью суффиксов –чик, -ист)
- чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик
- ист: связист, танкист, артиллерист.

 Задание 3. Дидактическая игра «Сосчитай».
Счет различных предметов – согласование существительных с числительными: танк, солдат, ракета и т.д.

Задание 4. «Объясни словечко».
Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище.

Задание 5. Выучить стихотворение.
Февраль
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья –
Это празднует февраль Армии рожденье.
С. Маршак.
Задание 6. Продолжи рассказ.
Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…

Использованы материалы сайта «Болтушка логопед»


Речевые игры по дороге домой

Уважаемые родители, предлагаю Вам познакомиться с РЕЧЕВЫМИ ИГРАМИ  ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ.

Многие занятые родители считают, что у них нет времени заниматься с ребёнком. На самом деле оно у вас есть! В речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время приготовления ужина. Для этого не требуется никакого оборудования и пособия. Нужен  только богатый родительский опыт, изобретательность и готовность с пользой и удовольствием провести время вместе со своим ребенком. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутьё, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром, дают бесценный опыт общения ребенка и взрослого.  Общение – залог понимания. А ведь как важно научиться понимать друг друга! Поиграем в игры, которые  расширяют словарный запас ребенка, учат его думать, размышлять и запоминать.
«Что бывает?» Начните игру словами: "Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое?  Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
«Что будет, если…» Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут разным – как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»
 «Кто кем был или что чем было» Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
 «Закончи предложение». Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки).
«Бывает – не бывает». Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает».  Чашка жарится на сковороде.  Медведь спит в берлоге.  Человек выше собаки.  Воробей – это не птица и т.п. Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.
«Отгадай, что я вижу». Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь словами-подсказками:  Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом).  Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей).  Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай).
"Добавь словечко». Дети очень любят стихи – ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику. Попросите малыша подсказать вам подходящее по смыслу и по рифме слово. Ом-ом-ом - вот стоит высокий…(дом) Ома-ома-ома - мы сегодня… (дома) Ому-ому-ому - мы идем к …(дому). Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы Ва-ва-ва - на столе растет… (трава) Ву-ву-ву - съели волки всю…(траву) Вы-вы-вы - суп сварили из…(травы)
«В магазине». Вместе с ребенком вы оказались в магазине, выбираете продукты и спрашиваете:   «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?» Ребенку предлагается перечислить предметы.  «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» «Масленка» - отвечает ребенок.  «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» «Фрукты»- говорит сын или дочка.
«Сравни». В магазине сравни две чашки (по цвету, объему, материалу). На улице сравни две машины, два дома, два дерева. Что нравится больше? Почему? Объясни.
Как видите, все предложенные игры и упражнения для развития речи дошкольников не требуют специального образования и знаний. Главное — находить для этого время и не лениться.                         
 Подготовлено по материалам книги С.А. Васильевой, Н.В. Соколовой «Логопедические игры для дошкольников».




В игры играем, мышление и речь мы развиваем!
Нам только кажется, что времени нет, на самом деле мы просто не обращаем внимания на короткие промежутки времени, думая, что в них ничего не успеть, а в действительности, в это время можно сделать кое-что очень важное – повысить мыслительные способности вашего ребенка!

Вот игры, которые вам в этом помогут:

1. Игра «Буквоед»

В этой игре необходимо подбирать к предметам описания, начинающиеся на одну одинаковую букву. Например, вы увидели собаку. Ищем описание на букву С – «Серая собака смотрит сердито». Или вы увидели облако, значит ищем описание на букву О – «Очаровательное облако облетело озеро». Отлично подходит для игры в машине и стимулирует умственные процессы.

2. Игра «Десять предметов»

Играют 2 и более человек. Для игры вам понадобятся 10 любых сподручных предметов. Любых, не нужно искать, просто возьмите то, на чем глаз остановится. Ведущий кладет их на стол в произвольном порядке и накрывает полотенцем. На счет 3 открывает полотенце и называет громко каждый предмет. Закончив, он включает секундомер (есть в любом телефоне) и говорит: «Начали!». Задача второго игрока – как можно быстрее разложить вещи в алфавитном порядке по первой букве предмета. Игра развивает сосредоточенность и емкость памяти, так как нужно запомнить названия всех предметов и удержать их в памяти. По мере роста мастерства игру можно усложнить – раскладывать предметы по алфавиту, исходя из второй или последней буквы.

3. Игра «Пропавшая буква»

Представьте, что какая-то буква пропала, исчезла. Например, А. Вам нужно разговаривать друг с другом, избегая в словах букву А. 

4. Упражнение «День памяти»

Вспоминаем прожитый день в деталях. Вы удивитесь, насколько машинально мы живем. Очень непросто детально вспомнить день с утра до вечера. Вопросы могут быть такими: что ты ел на завтрак, что пил, какого цвета носки одел, какого цвета была папина рубашка, какая прическа была у мамы, сколько детей отсутствовало в школе, какую сказку читали в саду, и т.д. Все эти вопросы стимулируют память и повышают осознанность жизни.

5. Игра «За минуту обо всем»

Нужно 2 или 3 игрока. Один задает тему, например, Ягоды, а второй должен за минуту рассказать о ягодах все, что знает. Ограничений – нет, можно говорить все, что придет в голову, главное не останавливаться ровно 1 минуту. Например, «Одними из самых вкусных даров природы являются ягоды. Они могут расти в лесу и на огороде. Бывают съедобные и несъедобные ягоды, например, волчьи ягоды. Очень важно их различать.», и т.д., и т.п. Время засекается на секундомере. В эту игру могут играть дети от 5 лет. Она отлично тренирует речевой аппарат, способность быстро находить решение, выступать на заданные темы.

6. Игры «Не можешь сказать, нарисуй»

Используйте мнемотехнику во всем, что нужно заучить на память. Особенно это касается стихотворений и пересказов. Суть метода заключается в том, что каждое слово или строчку вы изображаете рисунком на бумаге. Например, Улетела ласточка за тридевять земель... Рисуете с ребенком самолет (улетела), птичку (ласточка), цифры 3 и 9 (тридевять), земной шар (земель). Наша память основана на образах и ассоциациях, ведь когда вы о чем-то думаете, у вас в голове тут же возникает картинка, образ мысли. Когда ребенок пытается что-то запомнить для пересказа в классе, также предложите ему зарисовать основные мысли по пунктам. Вы удивитесь, насколько быстро ваш ребенок запомнит тексты, перенесенные в образы. К тому же, знания, полученные через образное мышление, останутся в памяти надолго.



7. Игра «Сочинялки»

Если вы точно знаете, какие продукты вам нужно купить в магазине, то поиграйте в следующую игру. Например, вам нужно купить МОЛОКО, СЫР, ХЛЕБ, ЯЙЦА, ФРУКТЫ И ТВОРОГ. Вы озвучиваете ребенку этот список и сочиняете с ним какую-нибудь забавную историю, к примеру, такую: «Однажды, кот Васька попросил МОЛОКА. Его не оказалось, и хозяйка предложила ему СЫР. Но кот был непростым, он отказался есть просто сыр, ему нужен был бутерброд с ХЛЕБОМ. Но хлеб был съеден утром папой, когда тот ел ЯИЧНИЦУ. К счастью кота, в холодильнике нашелся ТВОРОГ. Хозяйке же осталось позавтракать только ФРУКТАМИ». История неправдоподобная, но именно это заставит ребенка запомнить ее и купить в магазине все, что нужно. К тому же, на сочинение ее уйдет ровно 2 минуты.



И напоследок, повышайте уверенность ребенка в себе. Хотите верьте, хотите нет, но уверенность в себе является важнейшим ингредиентом эффективного мышления. Хвалите за успехи, поддерживайте в неудачи, радуйтесь вместе достижениям, позволяйте ребенку заниматься любимым делом. И играйте вместе с ним, так как эти игры полезны не только для него, но и для того ребенка, который сидит внутри вас!

 (материалы Гульназ Сагитдиновой)



Речевые игры весной 


Наступила весна! Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.  Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе.
Дети должны усвоить названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно - следственных связей (почему снег тает, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.
Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить. Запомнить  названия весенних месяцев поможет четверостишие:
Март, апрель и май зеленый
Дарят листья липам, кленам.
Просыпаются сады,
Распускаются цветы.

Грамматические загадки о весне.
Отгадывая эти весенние загадки, ребенок научится согласовывать прилагательные и существительные в числе и роде.

О чем мы можем сказать «весеннее»? (ВесеннЕЕ облако, весеннее солнце, весеннее настроение, весеннее небо, весеннее утро).
О чем говорят «весенний»? ( весеннИЙ дождь, весенний ручеек, весенний вечер, весенний лес, весенний парк).
А о чем мы говорим «весенняя»? (весеннЯЯ погода, весенняя капель, весенняя проталинка, весенняя речка)
Догадайся, что я загадала:

Весенний журчащий – это речка или ручеек? Как ты догадался? (О речке мы бы сказали «весенняя журчащая»).
Весеннее радостное – это утро или вечер? Откуда ты узнал?
Весеннии красивые – это тюльпаны или лес? Почему ты так решил?
Весенняя первая – это проталинка или подснежник? Как ты догадался?

Про что можно сказать?солнечная, теплая, жаркая, бирюзовый, изумрудно – зеленый, ранняя, поздняя, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…
Кто, что делает?  Делают?
оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает, наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит…

«Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей)
Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко)
Почему бегут ручьи?
Почему тает лед?
Почему трескается лед?
Почему набухают почки?
Почему лопаются почки?
Почему прилетают птицы?
Почему радуются люди?
Почему люди одеваются легче, чем зимой?

«Один – много»
проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей — …

«Есть – нет» (родительный падеж):
подснежник – нет подснежника
сосулька — …
луч — …
почка — …
проталина — …
ручей — …

«Скажи наоборот»: 
тепло – холодно
светло — …
сыро – …
грязно — …
день — …
утро — …
«Расскажи  весне»
Предложите ребенку нарисовать картинку «Весна» и рассказать по ней о времени года, которое наступило, по плану:
- какое время года наступило?
- какими стало небо и солнце?
- какие изменения произошли в природе?

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна сосулька, две сосульки, пять сосулек.
(скворец, дерево., почка, листок, сугроб, ручей, проталина, подснежник, лужа, льдинка, грач)

Использованы материалы сайтов: nsportal.ruinfourok.ru



Игры на тему "Зима"


Наступают зимние деньки. Радостное и счастливое время для ребят, когда они могут покататься с горки, на лыжах и коньках, да и просто покидаться снежками. Обсудите с вашим ребенком приметы зимы. 
1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
2) Стало холодно, на улице мороз.
3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
4) Ночи стоят длинные, а дни  – короткие.
5) Люди  надели тёплую зимнюю одежду.
6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

Играем в игры на тему «Зима».
 Игра «Какой? Какая?»
Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)
Снег какой?         (белый, пушистый, легкий и т.д.)
Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)
  Игра «Скажи ласково»
санки -…(саночки)                         снежинка -…(снежиночка)
сосулька –… (сосулечка)               зима -…(зимушка)
горка – …(горочка)                         снег -…(снежок)
мороз — …                                      снеговик — …
метель — …                                     холод — …
лёд - …..                                           ёлка - ….
Игра «Один – много» (множественное число существительных): снег — …, мороз — …, снеговик — … , метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

Игра « Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): снег — …,  мороз — … снеговик — …, метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

Игра «Подбери признак»:
Снег (какой?) холодный, рыхлый, скри пучий, колючий, липкий, сырой, белый, первый, грязный и т. д.
мороз (какой?) — …………………………………………………………..
сосулька (какая?) — ......................................................................................
зима (какая?) — .............................................................................................
 Игра «Подбери слово»: 
наступает (что?) — ………………………………………………..
валит ..........................................................................
свищет ......................................................................
бушует .......................................................................
кружится ....................................................................
замерзает ..................................................................
блестит ......................................................................
лепят …………………………………………………………………...

Игра «Скажи какая?»
Какая погода, если на улице снег - снежная
                                                  холод-.....................
                                                  мороз- ...................
                                                  ветер- ....................
                                                  стужа…………………..
Игра «Скажи наоборот»
Темный – светлый
короткий - ...............................................................................
черный – .................................................................................
холодный – ............................................................................
пасмурный – ..........................................................................
мягкий –.................................................................................
ветер – ....................................................................................
заморозки – ...........................................................................
зимний – ...............................................................................
легкий – ................................................................................
Игра «Сосчитай до пяти»
Одна зимняя ночь, две зимние ночи ....пять зимних ночей.
Одна синяя варежка ...............................................................
Один холодный день .............................................................
Одна теплая шуба...................................................................
Один пуховый платок............................................................
Одно меховое пальто.............................................................
Один высокий сугроб………………………………………………………..

Выучите любую загадку о зиме:

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.
(декабрь)

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.   (мороз)


Использованы материалы сайта: https://krdlogoped.blogspot.com/2018/02/blog-post_72.html

Речевые игры осенью 

Вот и прошли теплые денечки лета, 
наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ!
Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени. Отправляйтесь на прогулку в парк и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. Гуляя по парку наблюдайте, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени: - Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. - Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. - Начался листопад. - Исчезли насекомые. - Собираются в стаи и улетают на юг птицы. - Дни стали короче, а ночи длиннее. - С полей и из садов убирают урожай. - Люди стали теплее одеваться.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».
Поиграйте с ребенком в игры на тему «Осень», которые способствуют не только развитию речи, но и развитию памяти, внимания, мышления, воображения.
Игра «Чудесный мешочек».
 Задачи: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь. 
Атрибуты: Мешочек, муляжи или натуральные овощи и фрукты.
Ход игры: Взрослый показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Ребёнок складывает в мешочек овощи и фрукты. Далее берёт из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достаёт. После этого разделяет по группам «Овощи»«Фрукты».
Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Задачи: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.
Ход игры: Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща. Например«Это яблоко. Из него получается яблочный сок»«Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.

Игра «С какого дерева лист?»
Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины,
Ход игры: Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен разложить листья на своё дерево.

Игра «Какой лист?»
Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».

    Игра «Назови ласково»
Задачи: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать устную речь, внимание, память.
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко.
лужа — лужица, дерево — деревце.
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек.
туча — тучка, лес — лесок.
сад — садик, птица — птичка.
     Игра «Один — много» 
Задачи: Образование множественного числа существительных в родительном падеже.
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.
     Игра «Скажи со словом осенний»
Задачи: Согласование существительного и прилагательного
Небо (какое?) — осеннее.
ветер (какой?) — осенний.
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.
      Игра «Назови, какая погода?»Задачи: Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.


Игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а ребенок добавляет слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Использованы материалы сайтов: nsportal.rumaam.ru




Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

Добро пожаловать на мою страницу! Разрешите представиться, меня зовут Топоркова Наталья Викторовна. В детском саду я работаю учителем-...