Страницы

Мои пособия

дидактическое пособие
"Избушечка-говорушечка"


Данное пособие предназначено для работы для работы с неговорящим ребенком на разных этапах речевого развития – от понимания речи до произношения звуков, слогов, слов и предложений.

Для установления эмоционального контакта с ребенком и настроя на предстоящую деятельность, игру начинаем со стихотворения.

                                          Избушечка – говорушечка
                                                 В гости приглашает,
                                                    С нами поиграет.
Подготовительный этап: 
Цель: развивать понимание речи, обогащать словарный запас ребенка, развивать зрительное восприятие, умение соотносить цвет предметов и их величину.

«Разложи по коробкам»

Ребенку предлагается в желтую коробку положить только желтые предметы, к красную только красные и т.д. В большую коробку складываем большие предметы, в маленькую – маленькие.

Для развития понимания речи предлагаем показать предметы: покажи, где утка, где мяч и т.д.

Этап формирования речи:

Цель: учить употреблять в речи слоги, слова и простые фразы.

«Кто в окошке?»

Цель: отрабатывать послоговое произнесение слов 1 класса, простую фразу., развивать умение соотносить слуховой и зрительный образ слова.

Взрослый спрашивает – Кто там? (в окошке появляется животное). Это кошка. Как кричит кошка? Ребенок отвечает звукоподражанием. (мяу)

«Тут и там»

Цель: отрабатывать в речи простые фразы.

Перед ребенком выкладываются две полки (одна вверху, другая внизу). На полку выставляются разные предметы. Ребенок называет: «Тут дыня, там вата» и др.

«Что вижу?»

Цель: активизировать в речи произнесение слов 1 класса, простых фраз, обучать словоизменению.

Игра с окошком – «Вижу козу, кошку и т.д.»

«Прятки» (игра с окошком)

Кого не стало – не стало козы, бабы, деды и т.д.

«Кто что делает?»

Цель: учить образовывать простые предложения, поддерживать форму диалога.

Перед ребенком выкладываются картинки – символы. Ребенок по опорным картинкам составляет фразу.

Дед пьет сок. Баба кушает кашу. И т.д.


Звуковой Робот

Данное пособие имеет многоцелевую направленность и может быть использовано для решения ряда задач на индивидуальных логопедических занятиях. Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

Цель: автоматизация разных групп звуков в слогах и словах (в зависимости от отработки звука).

Задачи игры с Роботом:

Закрепить правильное произношение звука в слогах разного типа (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах и предложениях;

Развивать фонематический слух;

Развивать умение определять позицию звука в слове;

Развивать умение образовывать относительные прилагательные;

Воспитывать умение внимательно слушать взрослого, действовать по инструкции.

Многофункциональность пособия заключается в разнообразии картинок с разными группами звуков. Пособие помогает в игровой, увлекательной для детей форме автоматизировать поставленные у детей звуки, отрабатывать грамматические категории.

Варианты использования пособия «Звуковой  Робот»

1 вариант:

Цель: автоматизация правильного произношения звуков /С/, /Ш/, /Р/, /Л/ в слогах разного типа.  Развитие зрительного восприятия.

Ход игры: логопед раскладывает перед ребенком фишки разного цвета, предлагает их рассмотреть, назвать цвет. Просит разложить фишки на экране у Робота и назвать. Если фишка красного цвета – сказать «ра», желтого «ро», зеленого – ру, синего – ры.

2 вариант:

Цель: автоматизация правильного произношения звуков /С/, /Ш/, /Р/, /Л/ в словах.  Развитие зрительного внимания. Совершенствование навыка употребления предлогов  /на, между, над, под/.

Ход игры: логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает их рассмотреть. Просит разложить предметы на экране у Робота и назвать. Ребенок  кладет предмет – картинку  на экран («прикрепляет») и называет.

После задаются вопросы:

- Что лежит между машинкой и матрешкой?

- Что лежит под машинкой?

- Что лежит над матрешкой? И т.д.

 

3 вариант:

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слова, определения позиции звука в слове.

Ход игры: логопед раскладывает перед детьми картинки, предлагает их рассмотреть и назвать. Просит разложить предметы по линиям экрана.

В первую линию положить предметы, где отрабатываемый звук находится в начале слова.

Во вторую линию, где звук находится в середине.

В третью линию, где звук находится в конце.

 

Под экраном у Робота есть две кнопки, покрутив которые можно выбрать игру с Роботом .

Варианты игр: «Два-пять», «Один –много», «Какой, какая, какое», «Назови ласково», «Я вижу», «Я мечтаю», «Чего не стало?»

Цель: обогащение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (согласование  прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой самолет, теплый свитер), согласование с числительными два-пять, употребление существительных единственного и множественного числа, составление простых фраз.

«Какой, какая, какое?»

Ход игры: ребенок  берет предмет – картинку, называет ее, подбирает слова, отвечающие на вопрос какой, какая?

Красная роза, деревянная матрешка и т.д.

«Назови ласково».

Ребенка просят назвать ласково предмет-картинку (подобрать к слову уменьшительно-ласкательное существительное).

«Чего не стало?»

Ребенка просят назвать исчезнувший предмет-картинку.

«Один-много».

Ребенку предлагают стать волшебником. Превратить предметы из одного в много (машина - машины, много машин).

«Каждому предмету свое место».

Ребенка просят разложить предметы-картинки на экране по линиям, в зависимости от позиции звука в слове. В верхней линии, если звук стоит в начале, в средней – в середине, в нижней – звук в конце.

«Я мечтаю…».

Ребенку предлагают взять картинку и сказать: «Я мечтаю о….».






Летающая тарелка

12 апреля 1961 года на земную орбиту вывели первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики. В этот день проводят разные мероприятия, посвященные теме космоса. Предлагаю вашему вниманию логопедическое пособие «Летающая тарелка».

Цель данного пособия:
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звуков «с», «ш», «л», «р»;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- формировать психологическую базу речи;
- совершенствовать мелкую моторику.
Данное пособие можно использовать как для индивидуальной, так и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема пособия: «Инопланетянин прилетает на планету Земля». Содержание материала расположено от простого к сложному, это отражено в разделах пособия: «В парке: «Пройди по дорожкам», «Покатаемся на карусели», «В зоопарке»: «Чьи уши, лапы, хвост», «Рассели животных по своим клеткам», «В кинотеатре», «В кафе: угостим инопланетянина».
Раздел «В парке».
• Артикуляционная гимнастика – «Покатаемся на карусели» (двигаем стрелку, останавливаемся возле картинки). На каждую картинку-символ ребенок выполняет артикуляционное упражнение;
• Пройди по дорожкам – «Шагаем по снегу - ссс», «Плывем на корабле - ллл», «Едем на мотоцикле - ррр», «Ползет змея- шшш».
Раздел «В зоопарке».
 «Чьи уши, лапы, хвост?» - образование притяжательных прилагательных.
• «Рассели животных  по клеткам» - развитие фонематического слуха и восприятия.
 1 задание – «Рассели животных по трем клеткам»: со звуком с – к слону, со звуком ш – к мишке, со звуком р – к жирафу.
2 задание - в зависимости от позиции звука ребенок расселяет животных по клеткам. В первую клетку – если звук в начале слова, во вторую – если в середине, в третью – если в конце.


Раздел «В кинотеатре».
• «Смотрим фильм». - автоматизация звука в связной речи. Ребенок по картинкам составляет рассказ.
• Кафе: «угостим инопланетянина» - образование относительных прилагательных. Дид. упражнения: «Какой суп?», «Какой салат?», «Какой сок?».
• «Инопланетянин летит домой, на свою планету». Поднимаемся на «космическую тарелку» по лестнице, называем предметы.

Итак, в пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы: фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики -  и объединены одной темой. Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. Данное пособие может быть полезно: родителям и детям, как отличный способ закрепления пройденного материала на логопедических занятиях.


Учитель-логопед Топоркова Н.В.
МАДОУ №21

Комментариев нет:

Отправить комментарий

О себе

Добро пожаловать на мою страницу! Разрешите представиться, меня зовут Топоркова Наталья Викторовна. В детском саду я работаю учителем-...